арка "Бесконечная восьмерка" Даты выхода: с 16 июня по 6 августа 2009 г. В оригинале: пятый том, точнее рассказ "Endless Eight". Эпизоды:Все эпизоды в арке, за исключением первого и последнего, одинаковы. Меняются лишь одежда героев и некоторые фразы в диалогах. При их анализе выделялись не только знакомые по другим эпизодам "детали", но и уникальные для эпизода элементы, а так же художественные приемы, использованные в нем. События: Указаны даты событий, для которых они известны из ранобэ или аниме. • 17-е августа — поход в бассейн и собрание в кафе, где Харухи объявляет планы на конец каникул. • 18-е августа — покупка юкат, фестиваль о-Бон и запуск фейерверков. • 19-е августа — ловля цикад. • 20-е августа — подработка. • ночь с 20-го на 21-е — собрание в парке (герои узнают о зацикленном времени). • 21-е августа — наблюдение за звездами. • 22-е августа — бейсбольная практика. • — поход на городской фестиваль фейерверков. • — рыбалка. • — тест на храбрость. • — поход в кинотеатр. • — поездка на море. • — боулинг. • — караоке. • 30-е августа — финальное собрание в кафе с подведением итогов. • 31-е августа — домашняя работа на лето. • 0:00 с 31-го на 1-е — сброс даты на 17-е августа. Детали: • Серии арки «Бесконечная восьмерка» не помечены цифрами. То есть любая серия, включая первую и последнюю, называется просто "Бесконечная восьмерка", как если бы это была единственная серия в арке. • Если цифру 8, обозначающую август, повернуть на бок, она будет выглядеть, как знак бесконечности. • В каждой из серий арки, начиная со второй, Кён довольно забавно реагирует на ночной звонок Асахины-сан. Анализ: Арка "Бесконечная восьмерка" стала своеобразной отличительной чертой второго сезона. Неизвестно, входило ли это в замыслы режиссера, однако арка получила много негативных отзывов как в японском фэндоме, так и за его пределами. Показ одного и того же эпизода, пусть с незначительными изменениями, многим показался бессмысленным. Дошло до того, что фанаты бросали смотреть сериал и даже обращались за разъяснениями в Kyoto Animation. Однако, действительно ли в этой арке нет смысла? Правда ли она не более чем пустая трата экранного времени и бюджета? ∞ О чем эта арка? О чем-то важном. О чем-то, что должно было быть сделано. Но, как часто бывает в жизни, в какой-то момент в сознании героя поселяется мысль "а ну и ладно, сделаю когда-нибудь потом". И в результате важное дело начинает откладываться на завтра, на послезавтра, на следующую неделю, ведь время еще есть. В конечном итоге приходит срок, а забытое дело даже не сдвинулось с мертвой точки, а это, в свою очередь, неминуемо приводит к самым печальным последствиям. Конечно, навряд ли создатели второго сезона желали намекнуть нам, что не стоит забывать делать домашние задания, но ведь подобное развитие событий характерно и для куда более важных дел. ∞ О ком эта арка? В первую очередь, конечно же, хочется упомянуть Кёна, что так безответственно забрасывал домашнюю работу. Однако, в этой арке есть персонаж, заслуживающий, возможно, большего внимания - Нагато Юки. В сериях «Бесконечной восьмерки» зритель впервые явно сталкивается с ее чувствами. Впервые за все время авторы дают понять, что несмотря на ее спокойную натуру и почти магические способности, где-то внутри ей может быть тяжело и больно, и, может быть, даже обидно. Более того, все зрители этой арки получили возможность пережить некоторое слабое подобие того, что пережила она: как и единой мыслящей сущности, каждому зрителю был заранее известен сюжет очередного эпизода арки. У каждого появилась возможность задуматься о том, что чувствовала сама Нагато, раз за разом переживая повторяющиеся события. ∞ Для кого эта арка? Разумеется, речь не идет о том, что эта арка понравится всем и каждому, однако во всемирном фэндоме нашлись и те, кто оценил ее по достоинству. И дело далеко не в том, что у кого-то есть масса свободного времени, которую не жаль потратить на просмотр, казалось бы, одного и того же сюжета. Хитрость этой арки заключается в том, что она не заставляет сопереживать героям. Практически во всех книгах, манге, сериалах, массово производимых кино- и аниме-индустрией применяется прием сопереживания персонажам. В "Бесконечной восьмерке" это невозможно, так как весь сюжет эпизода известен заранее. Но как бы то ни было любой зритель ждет от произведения каких-то переживаний. Фактически, это аксиома, все виды развлекательной индустрии, шоу бизнеса и искусства в целом направлены на то, чтобы вызвать в публике какие-то эмоции. Зритель настолько привык к этому, что отхождение от шаблона кажется ему абсурдным и неправильным. Чувствуя свою потребность, он начинает переживать, но уже не за персонажей. Он начинает переживать за здравость рассудка режиссеров и сценаристов или финансового директора Kyoto Animation, или за самого себя, которого заставляют тратить собственное время на просмотр какого-там-уже-по-счету одинакового эпизода. Или, в некоторых случаях, он погружается в какие-то личные переживания, связанные или не связанные с тем, что происходит на экране. Не ограниченная необходимостью следить за сюжетом мысль начинаяся с героев аниме, развивается, преображается, и наконец, человек неожиданно сам для себя понимает, что думает о чем-то совсем ином, но всё же связанным с происходящим на экране, выстроенной им же самим логической цепочкой. Вот так, незаметно, переживания выходят за рамки экрана и переходят в реальность. Может показаться, что все это зря, что нет никакого смысла вызывать в людях такие чувства, тем более отрицательные. Однако, в финале мы наблюдаем очень интересный феномен. К 8-ой серии сила эмоций, направленных на эту арку и пережитых во время ее просмотра, достигает своего пика и в конце концов находит выход в виде совершенно логичного завершения сюжета. Все эти мысли и чувства, что зритель переживал в ходе просмотра: про героев, запертых во времени, и про Нагато, обреченную раз за разом переживать эти две недели, про режиссера, снявшего 8 одинаковых эпизодов, и про себя, посмотревшего их все, наконец-то находят выход в тот самый момент, когда Кён решается остановить Харухи. Выход такого большого количества накопленных переживаний вызывает у человека состояние, в психологии называемое "катарсисом". Это состояние возникает, когда человек освобождается от какого-то душевного груза, мучившего его не один день. Как показывает практика, находясь в таком состоянии, человек соображает куда лучше обычного и может прийти к пониманию каких-то личных жизненных вопросов, на которые долго не мог найти ответа. Это в психологии называется "инсайтом". Достижение любого из двух этих состояний считается признаком успешной психологической работы. А теперь вспомним, что мы все еще говорим об арке "Бесконечная восьмерка". Именно та часть аудитории, что пережила данный феномен и является людьми, что смогли оценить арку по достоинству. Разумеется, это относится далеко не к каждому зрителю. Невозможно провести сеанс психотерапии на расстоянии и полагать, что она подействует на всех. Однако, стоит отметить, что сама возможность побывать в данных состояниях появляется по двум причинам. Во-первых, потому, что переживания стали не просто сопереживанием персонажу, а вышли за рамки экрана и стали личными эмоциями зрителя. Во-вторых, потому, что в спектре эмоций нашлось место и отрицательным. Только благодаря этим особенностям переживания смогли стать по-настоящему глубокими. ∞ Для чего эта арка? Какой конкретно цели добивались авторы сериала до сих пор остается загадкой. Сколько бы мы не ломали голову над тем ради чего арка была снята именно так а не иначе, это всего лишь теории. Однако, едва ли конечной целью могло быть простое развлечение зрителя. И, как бы парадоксально это не звучало, но и прибыль могла быть не на первом месте, хотя, стоит отметить, что диски второго сезона продались вполне неплохо. Но если не развлечение и не прибыль, то что? Какой-то странный эксперимент? Да, это именно эксперимент. Эксперимент, направленный на вызов необычного спектра эмоций у зрителя. Нельзя сказать, что он был захватывающим, однако, безуспешным его никак не назовешь. Сам факт того, что многие не выдержали и бросили просмотр свидетельствует о буйстве чувств в сердцах фанатов. Но в то время как одних арка злит и раздражает, других она приводит к глубоким переживаниям, и, таким образом, получается, что среди посмотревших второй сезон "Меланхолии Харухи Судзумии" нашлось очень немного людей, которых "Восьмерка" оставила равнодушными. А это о чем-то да говорит. Безусловно к ней можно относиться по-разному, но одно можно сказать определенно: подобного вы не найдете ни в одном аниме из ныне существующих. После всего вышесказанного вполне можно было бы заключить, что авторы сделали это ради искусства. Ведь если задуматься: мейнстрим-сериал, решивший выйти за рамки собственной выгоды, потратить колоссальное количество экранного времени ради так и не разглашенных целей. Это ли не пример современного искусства? Но такое заявление было бы слишком смелым. Считать ли "Бесконечную восьмерку" простой тратой бюджета и экранного времени или смелым экспериментом, который позволяет называть ее предметом искусства, или чем-то между этими крайностями - личный выбор каждого. |