ГлавнаяАдаптацииИнформацияАнализМузыкаКартинкиИгры
spacer.png, 0 kB
Танабата

Танабатой (七夕) или Звездным фестивалем в Японии называют праздник, отмечаемый 7 июля. Родом он пришел из Китая,  первоначальная дата празднования – седьмой день седьмого месяца по старому китайскому календарю, что приходится примерно на середину августа по новому (на месяц позже). После того, как в Японии приняли григорианский календарь, Танабату стали праздновать 7 июля. Стоит отметить, что некоторые люди до сих пор продолжают отмечать его по старому стилю – ситуация очень походит на «старый новый год».

Легенда

Герои сказки — две звезды, которые на небосклоне находятся друг против друга и разделены Млечным Путем. Это пастух Хикобоси — звезда Альтаир в созвездии Орла и ткачиха Орихимэ — звезда Вега в созвездии Лиры.

Принцесса Орихимэ, дочь небесного царя, искусного ткача, вместе с отцом пряла небесную парчу — облака. Однажды, оторвавшись от работы, она увидела невдалеке прекрасного юношу — Волопаса (Хикобоси), который пас коров. Молодые люди с первого взгляда полюбили друг друга и забросили работу, чем вызвали гнев отца девушки.

Он повелел разлучить влюбленных и приказал стоять им всю жизнь по обе стороны Млечного Пути. Встречаться они могли только раз в году — 7 июля. Однако через Млечный Путь не было моста, поэтому молодые люди впали в отчаяние. Тут влюбленным на помощь пришли сороки, которые, выстроившись в ряд и сомкнув крылья, построили мост для влюбленных. Столь романтический сюжет делал этот праздник особенно популярным у девушек и девочек.

Обычаи

В этот день в Японии принято ставить напротив дверей и ворот бамбуковые ветки, к которым прикреплялись длинные тонкие бумажные полоски, называемые танзаку. На этих бумажках писали различные пожелания. Считалось, что это особенно поможет стать поэтом, художником или  архитектором — принцесса Орихимэ была покровительницей искусств. Часто ей делались подношения в виде вырезанных из бумаги кимано. Пастуху же подносили пять разноцветных нитей (зеленая, красная, белая, пурпурная и черная), прося у него хорошего урожая — он был покровителем земледельцев.

Интерпретация

События, произошедшие в праздник танабаты «три года назад» являются одними из самых важных в «Меланхолии». Именно в ночь на 7 июля 2006 года (это и есть «три года назад» относительно повествования в сериале) произошло то, что Асахина назвала «временной разлом», Коидзуми – «создание нового мира», а Нагато - «огромный всплеск данных».

 Сперва рассмотрим опенинг. В самом его начале видно, как Харухи смотрит на звездное небо. Если присмотреться, то можно заметить: у Харухи более длинные волосы, чем обычно. Через несколько мгновений ее прическа вновь становится короткой и на ней оказывается форма северной старшей. Это намек на события танабаты «три года назад», когда Харухи еще училась в средней школе.

Руку, которую Харухи протягивает «в небеса» можно интерпретировать как желание встретиться со своим избранником. В данном случае роль пастуха Хикобоси достается Кёну, а принцессы Орихимэ – Харухи, что подчеркивает романтику в их отношениях. Есть и другая версия: это олицетворение «руки к богу». Прямо как на знаменитой картине Микеланджело.

Еще одна загадка – во время «путешествия среди звезд» в опенинге, когда можно заметить почти всех основных персонажей, один из них отсутствует. Где же Кён?

Стоит отметить один интересный факт, связанный с танабатой. Как уже известно, этот праздник пришел в Японию из Китая. Однако, не только японцы его позаимствовали — в этом также преуспела и Корея. Их история танабаты очень похожа на японскую, различия только в именах. Самое интересное в том, что в корейской версии имя пастуха — Kyonu. Это еще одно косвенное свидетельство в пользу того, что Кён играет роль Хикобоси.

Некоторые теории

Приведем основной смысл теорий, которые строятся на основе Танабаты.

Теория 1: Танабата — еще одно свидетельство способностей Харухи. Согласно этой теории, Харухи и Кён — это не принцесса и пастух, просто Харухи подсознательно в это верит, поэтому их отношения складываются как в легенде. Таким образом все сводится к еще одному «изменению реальности» по желанию Харухи. В данном случае Кён — просто счастливчик.

Теория 2: Харухи на самом деле является богиней Орихимэ, а Кён – обычный пастух, которого она полюбила. Они смогли преодолеть судьбу и видаться намного чаще, чем раз в год. Эта теория объясняет, почему Кён — «ключ к Харухи», как выражался Коидзуми. Однако, это не объясняет, почему они оба не могут осознать свою роль.

Теория 3: Танабата — просто метафора, чтобы описать происходящие события. Харухи — не богиня, но и Кён — не совсем обычный человек. Из нашумевшего представления Харухи в начале учебы известно, что она хочет встретиться с экстрасенсами, путешественниками во времени, пришельцами и гостями из иных миров. Насчет первых троих все ясно, а насчет иных миров — не очень. Но единственный оставшийся участник — это Кён, чья сущность до сих пор не ясна. Быть может, он и есть тот самый гость из другого мира? Это предположение кажется совсем невероятным: Коидзуми упоминал, что он обнаружил свои способности «три года назад», быть может, тогда и появился Кён? Это означает, что мир для Харухи до изменения был очень похож на прежний, но в нем не было одного человека — Кёна.

 Вы спросите: а как же родители Кёна? А его друзья из младшей школы? Объяснение этому одно — мир изменился, а его новые обитатели могли родиться с уже существующей памятью. Коидзуми намекал на это: если вспомнить длинные философские монологи, которым он травил Кёна при знакомстве, он говорил «Нет никаких оснований полагать, что мир не был создан три года назад». С такими рассуждениями можно утверждать, что мир мог родиться и пять минут назад, ведь нет способа проверки.

Терория 3.1: Может быть справедлива и обратная ситуация – в другой мир попала сама Харухи. Эта теория основывается на том, что, Харухи в ночь танабаты «три года назад» сама пожелала попасть в другой мир. Загадала и повесила свое желание на веточку. А во время Танабаты, они, как известно, имеют тенденцию сбываться. По правде говоря, особой разницы между теориями 3 и 3.1 нет – все зависит от того, «из каких глаз смотреть». Вопрос становится похож на «что раньше, яйцо или курица?»

Что загадали участники команды SOS?

По приказу Харухи, каждый из участников должен был придумать два желания, которые исполнятся через 16 и 25 лет соответственно. Логика Харухи заключается в том, что расстояние до Веги и Альтаира — 25 и 16 световых лет, а значит, желания сбудутся через 25 и 16 лет соответственно, когда «боги прочтут желания». Вот что загадал каждый из участников:

Харухи: Хочу, чтобы Земля вращалась в обратном направлении; Пусть мир вертится вокруг меня!

Асахина-сан: Прошу научиться хорошо готовить; Прошу научиться хорошо шить.

Нагато: Перемены; Гармония.

Коидзуми: Семейное благополучие; Мир во всем мире.

Кён: Хочу денег; Хочу дом с садом, где можно будет мыть собаку.

Ссылки на танабату в первом сезоне

Даже до выхода второго сезона, в старых сериях было много ссылок на события танабаты.

Опенинг. Младшая Харухи смотрит на звезды — косвенная связь с легендой о танабате.
Вторая серия. Примерно в 9:58 Харухи спрашивает Кёна, не встречала ли она его раньше – ссылка на события танабаты «три года назад»
 Седьмая серия (Mysterique Sign) начинается со слов «После Танабаты, проведенной в состоянии меланхолии...» - Кён говорит это потому, что хронологически перед этой серией идут события «Рапсодии». Кроме этого, примерно в 5:40 Кён говорит «Не станет же она рассказывать, что случилось в Танабату три года назад, да».
В седьмой, девятой и одиннадцатой серии можно заметить традиционное бамбуковое дерево, на котором висят загаданные желания всех участников.
Эндинг. На 53 секунде можно заметить доску, на которой написано: «Собрание Бригады SOS. Повестка: Праздник Танабата!»

 
 
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB