Теория 1. Классическая скучная
Мотто: Всё так, как кажется.
Харухи Судзумия — бог, или обладает божественными силами. Асахина-сан, Нагато и Коидзуми действительно были созданы три года назад, чтобы развеять Харухину скуку. Кён сюда затесался случайно, потому, что Харухи в него влюбилась.
Теория называется классической потому, что на ней так или иначе сходятся все персонажи книг о «Меланхолии».
Несмотря на то, что теория многое объясняет, и, фактически, является базисом всех рассуждений героев «Меланхолии» и последующих книг, в ней полно белых мест. Одним из них является так называемый «парадокс несчастной Харухи» — якобы всемогущая Харухи страдает больше всех в «Бригаде», ведь на её долю не выпадает совершенно никаких приключений, она не находит пришельцев и прочая, и все её потусторонние начинания проваливаются.
Вариации:
- Харухи — не бог, но настоящий бог старается её развлечь. Никакой практической разницы, пока этот бог как-нибудь себя не проявит. Но за эту теорию говорит оставленное Харухи три года назад послание небесам. Ведь именно три года назад всё и началось — по крайней мере, насколько известно.
- Кён затесался не случайно, а был создан самой Харухи — чтобы ей было, в кого влюбиться. Практической разницы никакой, по крайней мере, для Кёна.
- Харухи воистину счастлива, лишь пока ищет пришельцев, но тут же заскучает, когда их найдёт. Поэтому подсознание (или внешний бог) не даёт ей никого найти. Возможное объяснение «парадокса несчастной Харухи».
к содержанию
Теория 1.2. Классическая дзенская
Мотто: Через тернии к звездам.
Получив три года назад молитву о существовании сверхнормального, божество (что бы это ни было на самом деле) непосредственно создало экстранормальное, причем таким образом, чтобы угодить Харухи, не порушив при этом всего остального.
Харухи, тем не менее, не смогла найти искомого, хотя оно было в радиусе досягаемости. Однако Харухи страдает редкостной выборочной слепотой, основанной на убеждении, что все, что можно было пронаблюдать конкретно в школе она уже пронаблюдала. Божеству же от нее нужно, чтобы ее постигло дзенское просветление.
Впервые теория описана RN3AOH в заметке «Заговор против Харухи Судзумии», цитируется с сокращениями.
Предлагаемое теорией объяснение «парадоксу несчастной Харухи» следующее: внешний бог (или очень независимое подсознание Харухи) не ставили своей целью развлекать Харухи, тут же выдавая ей конфету в виде пришельцев и прочая. Они хотели её чему-то научить, заставить её сделать какие-то шаги самостоятельно.
Все происходящие с Харухи события, таким образом, можно рассмотреть как своеобразную школу жизни, призванную заставить её измениться определённым образом, повзрослеть, стать достойной встречи с пришельцами и прочая, или попросту научиться любить отдельного человека, и ставить его личность важнее его роли — пришелец он или экстрасенс.
Вариации:
- Настоящий бог — это… (Харухино подсознание/Кён/Цуруя/Хикобоши и Орихиме/…). Никакой практической разницы, хотя версия с Харухиным подсознанием выглядит маловероятной. Возможно, также, настоящий внешний бог преследовал несколько различных целей — например, и воспитать Харухи, и развлечь Кёна со Цуруей одновременно.
к содержанию
Теория 2. Романтическая
Мотто: Он в небо залезет ночное, все пальцы себе обожжет, но вскоре над тихой Землею созвездие Лиды взойдет.
Харухи Судзумия — обычная школьница, как и Асахина-сан, Нагато, Коидзуми и прочие. Все паранормальные приключения выдуманы Кёном, как романтическая легенда для девочки, которую он любит, Харухи, поскольку та скучает без приключений.
Впервые теорию описал критик Рассел Д. Джонс в своей рецензии на аниме «Меланхолия Харухи Судзумии».
Вариации:
- Выдумка Кёна действительно воплотилась в жизнь, поскольку Кён обладал сверхсилами. Смотри теорию кёноцентризма.
к содержанию
Теория 3. Кёноцентрическая
Мотто: Мне всегда больше нравились вторые роли.
Кён — настоящий бог, или обладает божественными силами. Он слишком циничен и умён, чтобы делать глупости, но в глубине души мечтает о приключениях. Поэтому его подсознание создаёт для него Харухи Судзумию, олицетворение его скрытой натуры. Кён оказывается кругом в плюсе: Харухи втягивает его в приключения, на Харухи всегда можно свалить всю вину и поворчать, и на это Харухи никогда не обижается.
Также любопытным может показаться ряд диалогов, происходящих в голове Кёна. Например, в том же четвёртом томе Кён держит беседу сам с собой, причём одна половина Кёна допрашивает его, выпытывая, нравятся ли ему приключения, а другая старательно отпирается.
Аргументом в пользу такой теории является и пролог «Меланхолии Харухи Судзумии», где Кён рассказывает о том, что с самого детства всегда мечтал о приключениях, но так, чтобы оказаться на вторых ролях. Впоследствии так и происходит.
Другим аргументом является то, что Кён единственный из всей «Бригады SOS» находится в полном и безоговорочном плюсе: он получает долгожданные приключения, самую красивую девушку в школе, самую умную девушку в школе, самую безбашенную девушку в школе и хорошего друга. Ему некогда скучать.
С другой стороны, Харухи, являющаяся по классической теории богом, напротив, постоянно скучает, тоскует, все её начинания срываются, и она никак не может встретить ничего паранормального. Этот парадокс носит название «парадокса несчастной Харухи», и подробно он описан вместе с классической теорией.
Вариации:
- Кён — не бог, но настоящий бог ему помогает. Никакой практической разницы, пока этот бог не начнёт действовать самостоятельно.
- Кён не создавал Харухи. Он влюбился в неё, и сотворил для неё все эти приключения. Смотри романтическую теорию. Но тогда непонятно, почему Харухи от этих приключений ничего не перепало. Возможное объяснение — Кён считал, что Харухи так будет лучше, сравни с классическими теориями.
- Кён лишь один из многих богов на земле. Смотри политеистическую теорию.
- Альтернатива гипотезе «подсознания»: Кён подготовил приключения (в лице Харухи, наделив её божественными способностями), а затем стёр себе память. За эту теорию говорят, например, намёки в седьмом томе, где Кён неоднократно рассуждает о том, как хрупка память. Вполне возможно, — думает Кён, — я уже проживал моменты, о которых потом забыл.
- Кён и Харухи — части одного целого. Смотри теорию божественного дуализма.
к содержанию
Теория 3.1. Кёноцентрическая-фикс
Мотто: Кто тут в цари крайний?
Кён действительно бог, и мало того: вся остальная «Бригада SOS» на самом деле охотится не за Харухи, а за ним. Харухи им даром не сдалась.
Сам Кён ничего не подозревает. Коидзуми мягко и осторожно пытается подвести его к нужным мыслям, но Кён всегда выкручивается, упорно считая рассуждения Коидзуми не стоящими внимания. На самом деле, это его подсознание защищает его, не давая ему понять правду.
За эту теорию говорят, в частности, некоторые реплики Коидзуми, а также сцены из второго тома.
Сценарий фильма выглядит очень и очень подозрительно. Например, однажды Юки говорит Микуру, имея в виду героя Коидзуми:
— Это ты должна исчезнуть с этой плоскости времени. Он наш. Он обладает для нас огромной ценностью. Хотя он ещё и не осознал своих сил, они действительно огромны. Нам потребуется его помощь, чтобы вторгнуться на Землю
В рассказе из шестого тома, описывающем готовый фильм, можно прочесть ещё одну любопытную реплику Коидзуми:
— Да? Выходит, какой бы он не сделал выбор… Постойте, в фильме-то это не «он», а «я».
Можно предположить, что речь идёт о Кёне. Именно его играет в фильме Коидзуми, поэтому он и заговаривается, путая «его» и «себя».
Кроме всего прочего, если присмотреться, участников «Бригады SOS» часто в большей степени интересует мнение Кёна, нежели Харухи. Вполне возможно, что их нынешние характеры — лишь маски, которыми они пользуются для того, чтобы завоевать расположение Кёна. Подробнее об этом смотри теорию «злой Бригады SOS».
Вариации:
- Нагато, Асахина и Коидзуми думают, что их цель — Харухи. Начальство не сообщает им, что настоящий бог — Кён. В свете основных аргументов не слишком вероятная версия.
- Харухи — это приманка, чтобы заполучить Кёна. Остальная «Бригада» пользуется её наивностью, внушая ей веру в сверхъестественное.
к содержанию
Теория 3.2. Божественный дуализм
Мотто: Вместе веселей.
Харухи и Кён представляют собой две половинки бога, несовершенные по отдельности. Харухи достаётся безбашенность и импульсивность, а Кёну — рассудительность и циничность. Поскольку оба они представляют собой лишь части целого, ни один не может пользоваться всей божественной силой. Однако Харухи частично достаются былые способности, а Кёну, взамен этого, знание о наличии этих способностей. Таким образом каждый лишён могущества без другого.
Вероятно, разделение на две половинки произошло по желанию самого бога. Быть может, ему стало скучно обладать абсолютной властью, и он захотел сделать жизнь непредсказуемой и сложной, лишив себя части сил. А чтобы мир не улетел в тартарары, оставшиеся силы были поделены так, что они уравновешивают друг друга.
Возможно, дело в том, что Кён тогда находился в прошлом, где Харухи ещё не затронули изменения
Вариации:
- Бог был побеждён, а не потерял силы по собственной воле. Смотри «Гипотезу низверженных титанов».
- Исходным богом была Харухи/исходным богом был Кён, а вторую половинку она/он сотворили в дополнение к себе. Никакой практической разницы, но можно посмотреть соответственно «классическую» или «кёноцентрическую» теории.
к содержанию
Теория 3.3. Гипотеза низверженных титанов
Мотто: Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..
Бог лишился сил не по своей воле. Он был побеждён врагом и разделён на части, чтобы не представлять угрозы — поскольку убить бога невозможно.
В таком случае, понятно, почему жизнь завертелась вокруг Харухи лишь в тот момент, когда она подружилась с Кёном: ещё бы, ведь возникла опасность, что бог восстановится! До тех пор «Организация» Коидзуми, люди из будущего, пославшие Микуру, и инфомозг Нагато просто пассивно наблюдали за Харухи — и, возможно, за Кёном.
Кто был той стороной, что победила бога? Ей мог быть кто угодно, в том числе любая из трёх организаций, и в особенности объединённая мыслесущность, а может быть и все три вместе. Быть может, бог был уничтожен кем-то ещё, гораздо более сильным, а три нынешние организации просто заинтересованы в поддержании статуса кво.
Эта теория в особенности хорошо объясняет, почему все три организации так боятся Харухиного гнева. Ведь если мир будет уничтожен и воссоздан заново, это не только ознаменует восстановление божественных сил, но и будет смертным приговором тем, кто держал бога в цепях. Строго вопреки тому, что утверждают заинтересованные стороны, в новом мире наверняка не будет ни пришельцев, ни путешественников во времени, ни экстрасенсов. Это будет совершенно нормальный мир — как раз такой, о котором всегда мечтал Кён.
Вариации:
- Коидзуми/Микуру/Нагато на самом деле совсем не такие, какими кажутся. Подробнее об этом смотри теорию «злой Бригады SOS»
к содержанию
Теория 4. Цуруистическая
Мотто: Я не против просто смотреть со стороны.
Цуруя-сан — бог, которому очень скучно. Она наделяет Харухи Судзумию, Асахину-сан, Нагато и Коидзуми сверхсилами, и добавляет ко всему этому Кёна за его здоровый цинизм. Потом она садится у воображаемого телевизора и достаёт поп-корн.
Коидзуми сообщает, что семья Цуруи-сан поддерживает тесные связи с его «Организацией».
Вариации:
- Цуруя-сан создала Харухи и прочих с нуля. Никакой практической разницы.
- Цуруя-сан сделала это, чтобы развлечь свою подружку Микуру. Но, в итоге, только запугала до смерти.
- Цуруя-сан тихо любит Кёна, и сделала это для него, чтобы он не скучал. А далее как в теории кёноцентризма.
- Цуруя-сан не единственный бог. Смотри политеистическую теорию.
к содержанию
Теория 5. Политеистическая
Мотто: Мы, боги.
На Земле или во вселенной существует много людей, обладающих божественными способностями. Некоторые из них до сих пор неизвестны, а другие уже встречались в книгах.
Откуда взялись эти божественные способности — неизвестно. Возможно, их предоставило какое-то более могущественное божество (сравни с классической дзенской теорией: возможно, это определённая школа жизни для получивших сверхсилы людей). А может быть, люди с божественными способностями сами по себе воплощения богов.
Вариации:
- Харухи всё-таки богиня, правда, она такая не одна. Сравни с классическими теориями.
- Божественные способности получили Кён и Цуруя, а Харухи просто подопечная Кёна. Сравни с кёноцентрической и цуруистической теориями.
к содержанию
Теория 6.1. Игра в поддавки
Мотто: Я знаю, что вы сделали прошлым летом.
Харухи понимает, что её окружают пришельцы, путешественники во времени и экстрасенсы. В конце концов, как можно этого не понять, находясь с ними круглые сутки! Просто Харухи больше нравится веселиться, глядя, как вертится вокруг неё вся эта карусель. В том числе, и как мучается Кён, стараясь скрыть от неё очевидное.
к содержанию
Теория 6.2. Заговор
Мотто: Вся эта ложь.
Как-то раз Асахина-сан, Коидзуми и Нагато случайно встретились на улице, выпили по чашечке кофе, и сознались друг другу, что они — пришелица, путешественница во времени и экстрасенс. И тут им пришла в голову хорошая шутка.
Они сказали Кёну, что Харухи богиня, и её нужно держать в узде. Харухи они сказали то же самое про Кёна. После чего все трое принялись развлекаться, кто во что горазд: творить закрытые пространства с аватарами, стращать Кёна Асакурами с ножами и кататься туда-сюда из будущего в прошлое.
Вариации:
- Харухи они ничего такого не говорили. Харухи сама с ними заодно. Сравни с теорией 6.1.
к содержанию
Теория 6.3. Злая Бригада SOS
Мотто: Моё второе я.
Участники «Бригады SOS» — совсем не те, за кого себя выдают. Они лишь играют свои роли, подстраиваясь под вкусы Кёна.
Например, Нагато практически принимает его за хозяина, исполняя все его указания и ожидая во всём его подтверждения. По его совету она бросила носить очки, лишь ему открыла дверь в рассказе «Синдром одинокого острова». Единственным случаем, когда она ему отказала, был рассказ из восьмого тома, «Бродячая тень». С другой стороны, указания Харухи она исполняет с явной пренебрежительностью, как часть своих неизбежных обязанностей. Одна из возможных причин этому — «Нагато + Кён = любовь» (смотри соответствующее дополнение), другая — она старается во всём ему угодить, поскольку хочет завоевать его расположение.
Мы видим из книг, что Кёну нравится думать о Нагато, как о лишённой эмоций девушке, понемногу начинающей их обретать. Ему нравится защищать Нагато и любоваться тем, как едва-едва в ней проявляются чувства. Это подтверждается словами Кёна в четвёртом томе, в рассказе «Влюбившийся с первого взгляда» из шестого тома, и в других книгах.
Но Нагато вполне может специально вести себя так, как нравится Кёну.
Кроме того, инцидент с Асакурой Рёко наводит на мысли о классической схеме «Хороший коп — плохой коп». Асакура нападает на Кёна с ножом, Нагато его спасает и зарабатывает очки в глазах Кёна. Этим она первая из всей бригады доказывает правдивость своих слов. Разве не идеальная схема?
Другой возможный вариант мотивации Нагато при создании мира — это угодить Кёну. Но в таком случае тем более непонятно, зачем было воскрешать девушку, которой Кён боится до дрожи в зубах.
Мы видим, что поведение хладнокровной и рассчётливой пришелицы нелогично и плохо вяжется с её возможными мотивами.
То же самое с Микуру: Коидзуми упоминал, что внешность и поведение Микуру вполне могут быть подобраны людьми из будущего так, чтобы она нравилась Кёну. В этом есть смысл: зачем иначе посылать в прошлое такую неуклюжую и беспомощную девушку?
Да и сам Коидзуми неоднократно говорил, что его заботит мнение Кёна, и завоевать расположение Кёна было бы для него большим успехом. Таким образом, Коидзуми, возможно, самый честный из трёх паранормальных участников — хотя он и кажется обманщиком на первый взгляд.
Вариации
- Коидзуми, Микуру и Нагато борются за Кёна, поскольку он и есть настоящий бог. Смотри теорию кёноцентризма
- Харухи и Кён — лишь части единого бога, разделённые и лишённые сил. «Бригада SOS» старается не допустить их воссоединения. Смотри гипотезу низверженных титанов
- Нагато старается завоевать расположение Кёна не злого умысла ради, а по доброте душевной. Смотри дополнение «Кён + Нагато = любовь».
к содержанию
Теория 7. Слайдерская
Мотто: Огласите весь список, пожалуйста.
Кён — слайдер, гость из параллельного мира. Харухи Судзумия хотела встретиться с «пришельцами, путешественниками во времени, экстрасенсами или слайдерами». Пришелица, экстрасенс и путешественница во времени — это Нагато, Коидзуми и Микуру. Логично предположить, что оставшийся, четвёртый член «Бригады SOS» — недостающее звено, слайдер.
Причины, по которым Кён не знает о своей истинной сущности, могут быть разными. В том числе:
- Кёну стёрла память стоящая за его спиной четвёртая организация, люди из параллельного мира. Это входило в их план исследования Судзумии Харухи.
- Потеря памяти является неизбежным следствием путешествий между мирами
- Кён — случайный путешественник из параллельного мира, потерявший свою машину для путешествий, и сознательно стёрший себе память, чтобы не пребывать в отчаянии от того, что он не может вернуться
домой.
В одном из миров восемнадцатого декабря Кён просыпается обычным школьником. В другом Кён падает с лестницы и расшибает голову. Оба эти мира существуют, поскольку без одного не было бы другого.
Таким образом, концепция «псевдопараллельных» (исправленных во времени) миров превращается в обычную концепцию параллельных миров. Слайдерская теория снова становится возможной.
к содержанию
Мелочи и дополнения
Микуру — сестра Кёна
Одна из гипотез гласит, что Микуру — сестра Кёна. Поводов считать так не слишком много. Девочек объединяет общая неуклюжесть и привязанность к Кёну. Кроме того, возраст Микуру, хоть он и остаётся тайной, примерно соответствует возможному.
Кроме того, такая гипотеза объясняет, почему Микуру старательно избегает развития отношений между ней и Кёном — а также тёплую и беспричинную привязанность к ней Кёна.
Нагато + Кён = любовь
Почти все рассказы и книги из цикла про Харухи Судзумию так или иначе затрагивают Нагато. Акценты в её сторону подчас настолько сильны, что остаётся лишь предполагать — не Нагато ли, в конечном счёте, больше всех интересует Кёна?
С другой стороны, и сама Нагато проявляет к Кёну знаки внимания, пусть слабые, но гораздо большие, чем к кому-либо ещё. Возможно, это следствие того, что Нагато старается завоевать его расположение. Смотри гипотезу кёноцентризма.
Метавселенная
Эта теория шуточная. Для понимания её требуется хорошее знание, как минимум, двух третей из перечисленного:
— Higurashi no Naku Koro ni
— Ever 17
— «Меланхолии Харухи Судзумии»
— Kanon
— Death Note
— Fate/Stay Night
— Gundam SEED
— английского языка.
Похоже, автор этого рисунка сделал ещё три.